Как реклама произошла от живописи

Художественное продвижение товаров и услуг

Современным рекламщикам есть чему позавидовать –  в конце позапрошлого века реклама не просто нравилась людям, а публика в очередь за нею выстраивалась, чтобы купить подороже. Мало того – она прочно вошла в историю современного искусства, породив его модерновые разновидности, и не где нибудь, а в самом Париже. Посмотреть на рекламу, ставшую коллекционной редкостью, можно в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина, на выставке  французской рекламы конца XIX ‒ начала XX века “Афишемания”.

Парижская “наружка” Тулуз-Лотрека

До импрессионизма плакат считался простой иллюстрацией к  тексту , которая графически подчеркивает нужные аспекты печатного издания. Гениальный , но уродливый художник Тулуз-Лотрек превратил простую картинку в самодостаточное творение и по сути создал то, что мы сейчас называем “наружной рекламой” – уличные изображения заманчивых объектов.  Причем,гениальный карлик считал, что афиша должна “впечатлять” своего наблюдателя не столько красотой и совершенством, сколько экстравагантностью, часто – уродливостью форм и резкостью цветовых контрастов.

На первой афише Лотрека, созданной по заказу «Мулен Руж» в 1891 году, изображены известная танцовщица Ла Гулю и ее партнер Валентин по прозвищу «бескостный». Контрастность главных образов дополняется фоновой составляющей – черная толпа зрителей, из которой вырисовывается своеобразный орнамент.

Реклама нарасхват

Плакаты превратились в главный предмет арт-коллекций и публичных выставок тогдашнего Парижа. На улицах города могли запросто и побить за афишу, например, с профилем Сары Бернар, поедающей сардины или пудрящей свой очаровательный носик. Такие плакаты воровали. рискуя свободой и состоянием, а затем печатали в подпольных типографиях “пиратские” тиражи. «Этот период был назван Октавом Юзанном, художественным критиком, “Афишеманией”. Газеты и журналы практически еженедельно публиковали отчеты о том, в какой типографии, и какие художники будут выпускать свои плакаты. Очередь в магазины выстраивалась уже заранее с утра. Каждый эту живопись улиц хотел перенести к себе домой, декорировать свой дом», ‒ пояснила куратор выставки Ирина Никифорова.

Сардины и вино - самые рекламируемые продукты Парижа в эпоху "Афишемании". Фото Андрея Климова
Сардины и вино – самые рекламируемые продукты Франции  эпохи “Афишемании”.

 

 

Современному рекламисту даже вообразить такое трудно – мало того, что заказчик платит тебе бешеные бабки за зарисовки его продукта, так еще и состоятельная публика с руками отрывает у тебя проплаченные макеты. выставляет их на всеобщее обозрение в роскошных галереях, а если надо – допечатывает их за свой счет в подпольных типографиях. В чем же здесь секрет, можно ли повторить хотя бы половинку того успеха? Фокус как всегда прост, но трудно повторим –  рекламу должны делать известные люди на популярных носителях. Ну и желательно, чтобы сам процесс изготовления как можно сильнее походил на настоящее искусство.

Текст написал Андрей Климов

Добавить комментарий