Наружная реклама: операторы заживут по старому

В “межгосударственном стандарте”

Крупнейшие операторы ростовской «наружки» попросили депутатов Госдумы модернизировать, наконец, законодательную базу размещения рекламных конструкций в РФ. Сейчас она состоит фактически из одного документа – ГОСТа Р52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений», принятого аж в 2003 году. По мнению рекламщиков, «в существующем на данный момент виде нормы ГОСТа неприменимы». В ответ один из депутатов, избранный в Госдуму от Ростовской области, утешил рекламистов тем, что новый регламент уже разрабатывается и будет принят весной грядущего года на высоком международном  уровне – для стран Таможенного союза. Проект документа попал к сотрудникам нашего института и оказался гораздо жестче и консервативнее своего предшественника. По сути, старый ГОСТ просто коротко переписали для Таможенного Союза, убрав “лишние” нюансы.

В конце ноября, донской  губернатор организовал  местным бизнесменам встречу с депутатами Госдумы, получившими свой мандат в Ростовской области. Такой случай нельзя пропустить,  решили операторы наружной рекламы, и вручили главе региона коллективное письмо «О необходимости разработки и принятия Технического регламента «О безопасности рекламных конструкций и их территориального размещения» в соответствии с частью 4 статьи 19 ФЗ «О рекламе» от 13.03.2016 № 38-ФЗ».

В своём послании, представители рекламной индустрии обосновали необходимость модернизации нынешней системы технических правил для установки рекламных конструкций. Приводим текст письма целиком, так как оно очень четко формулирует претензии рекламного бизнеса к существующим нормативам:

«Уважаемый Василий Юрьевич!

В соответствии  с ч. 4 ст. 19 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2016 № 38-ФЗ (далее – Закон о рекламе) рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать Техническому регламенту. В нарушение указанной нормы Технический регламент до сих пор не принят. В настоящее время данный вопрос регламентируется ГОСТ Р52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» (далее – ГОСТ).

В этой связи, согласно ч. 1 ст. 46 ФЗ от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» со дня его вступления в силу до вступления в силу соответствующих технических регламентов, требования к продукции регулируются документами федеральных органов исполнительной власти. При этом указанные документы являются обязательными только в части защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества. Действующая редакция ГОСТа в предмете регулирования не содержит указания на то, что целью его применения является что-либо из вышеперечисленного. Также Закон о рекламе не предусматривает применение требований ГОСТ к данным правоотношениям.

В существующем на данный момент виде нормы ГОСТа неприменимы. ГОСТ создан еще в 2003 году и не учитывает технического развития и внутренних изменений рынка наружной рекламы. И, главное, – в его создании не участвовали технические эксперты из среды предпринимателей, документ создавался инженерами при участии ГИБДД. К примеру, до сих пор не заложены параметры всевозможных современных конструкций, уличной мебели, конструкций малых форматов.

По мнению предпринимательского сообщества региона,  сокращение рынка наружной рекламы ставит под угрозу исчезновения большого количества предприятий малого бизнеса, задействованных в производстве и обслуживании щитов.

Предлагаем разработать и принять Технический регламент, обеспечивающий как безопасность, так и сохранение легального рынка наружной рекламы».

На словах рекламщики добавили, что на самом деле разрабатывать Регламент не требуется, так как он «находится» в Госдуме в одном из комитетов, «вроде как в комитете по информационной политике».

На что им депутат ГД Зоя Михайловна Степанова сообщила, что данный Регламент не был принят в связи с тем, что сейчас разрабатывается и будет принят единый технический регламент по наружной рекламе для стран-участниц Таможенного Союза (ТС).

Насколько известно из СМИ, такой документ не разрабатывается никем. Однако, как выяснилось,  существует проект «модернизации» старого ГОСТа 52044-2003, но уже в виде ГОСТа для стран-участниц ТС, который планируют принять весной 2015-го года. Нам  удалось ознакомиться  с документом и, по нашему мнению, новый норматив отличается от старого боле жесткой и прямолинейной  редакцией некоторых “нельзя”. Так, например, в требованиях к минимальному расстоянию между  рекламными конструкциями на дорогах исчезла разница между нормой « в пределах населенных пунктов» и, условно говоря, «в чистом поле». Конечно же, в «объединенном» требовании оставлен самый жесткий вариант. Подобным же образом переписан со «старого» на «новый» формат весь документ.

Таким образом, нашим рекламщикам в перспективе светит такой же запретительный документ, как и старый злополучный ГОСТ, только теперь он будет принят на более высоком, «международном» уровне, в качестве «межправительственного» стандарта. На наш взгляд, в данной ситуации чиновники получают все возможности «гибкого» применения новых правил, так как, с одной стороны, ГОСТ лишен юридической силы закона, а с другой – на него всегда можно оперативно сослаться в нужных ситуациях. Таким образом, положен конец «правовым дискуссиям» на рынке наружной рекламы, и его участником нужно подумать, как лучше подстроится под ново-старые правила игры.

Андрей Климов

 

 

Добавить комментарий