Я б в рекламщики пошел..

Как модернизировать профессию

Каждый уважающий себя ВУЗ имеет в своем ассортименте кафедру, чаще всего именуемую «Реклама и связи с общественностью». Естественно предположить, что именно под этой вывеской квалифицированные педагоги готовят кадры для рекламных агентств и маркетологов для предприятий. Мы заинтересовались тем, как идет процесс. На наш взгляд, представленный материал интересен тем, что написан теоретиком и практиком в одном лице. Концептуальные рекомендации автора представлены со знанием дела, и могут быть полезны как начинающим рекламистам, так и агентствам, продумывающим процесс повышения квалификации своих сотрудников.

 Серьезные процессы, происходящие в последние годы на рынке рекламы – как отечественном, так и мировом – привели к обострению современных вызовов, стоящих перед системой подготовки специалистов по рекламе. Реклама переживает бурные качественные изменения, требующие отказа от стандартных методов обучения будущих рекламистов, базирующихся до сих пор на стремительно устаревающей методической системе образования. Насильственное и некритическое внедрение в нашей стране упрощенческих подходов в высшем образовании, основанных на  кредитно-тестовой модели приводит к неуклонному снижению качества подготовки специалистов-практиков в сфере маркетинга.

Многолетний опыт работы автора в сфере подготовки специалистов по рекламе и связям с общественностью, качественные исследования и наблюдения в этом процессе, а также активная деятельность в области практической рекламы дает возможность сделать ряд выводов и предложить комплекс практических рекомендаций для модернизации системы образования по специальности «Реклама и связи с общественностью».

Как показывают многолетние наблюдения, постоянные разговоры об опоре на  практический опыт в сфере рекламы во взаимодействии с рекламными агентствами, оборачиваются весьма необязательными  и краткими знакомствами студентов-рекламистов с реальной рекламной практикой, в ходе которой они не получают серьезных практических навыков, столь необходимых в их рабочей жизни после окончания вуза. Причинами этого являются бюрократическая формализация учебного процесса, характерная для нынешней реформы образования в России, а также отсутствие зачастую практического опыта работы в рекламе у самих преподавателей. Как результат, налицо огромный разрыв между теоретическим знаниями, получаемыми студентами в вузах и реальным опытом деятельности в быстро меняющейся рекламной профессиональной среде.

Наиболее реалистичным, по мнению автора, в настоящее время является опыт подготовки рекламистов, существующий у Международного института рекламы, который, несомненно, заслуживает самого внимательного изучения и внедрения во всей отечественной системе профессионального образования специалистов по рекламе и PR. В этом институте главным принципом избран метод «learning by doing» (обучение действием). Следствием этого стала опора на проектную деятельность студентов, которые объединены в специально создаваемые проектные группы и активно реализуют до 10 практических проектов в год, что наилучшим образом вводит учащихся в реальную профессиональную работу в первые месяцы их учебы. Особо следует отметить огромную важность того, что почти все эти проекты выполняются сразу и на английском языке, преподавание которого в отечественной системе образования, как общеизвестно, организовано сейчас ниже всякой критики.

Автор в течение пятнадцати лет не только читал различные курсы для студентов специальности «Реклама и связи с общественностью», но и вел значительную  работу с ними вне аудитории. Это дает возможность сделать ряд выводов, имеющих целью максимально приблизить систему рекламного образования к реальным потребностям современного отечественного рынка маркетинговых коммуникаций. Так представляется необходимым, помимо обязательного внедрения упомянутого опыта проектной деятельности с первых же недель учебы студентов-рекламистов, организовать еженедельно практический день работы учащихся в рекламных и PR-агентствах с привлечением их к участию в исполнении реальных заказов рекламодателей. Считаем также, что крайне важно серьезно увеличить объемы проектной работы студентов в Интернете, учитывая актуальную тенденцию быстрого перемещения акцентов рекламной деятельности в виртуальное пространство. Здесь речь должна идти не только о развитии уверенных навыков веб-дизайна, но и проведение регулярных массовых Интернет-конкурсов креативного мастерства в масштабах страны и в международных рамках, создание и ведение корпоративных студенческих Интернет-сообществ для постоянного живого обмена мнениями. Несомненно, полезным будет, по нашему мнению, создание регулярно функционирующей системы национальных и международных он-лайн семинаров по обмену опытом в сфере SMM и копирайтинга. Необходимо кардинальное обновление подходов к преподаванию иностранных языков, в первую очередь, английского, в качестве обязательного для всех без исключения студентов. При этом  преподавание языка должно вестись исключительно по международным методикам, с освоением профессиональной терминологии и жаргона (что в настоящее время, к сожалению, отсутствует). Для повышения эффективности языковой подготовки необходимо внедрение ежегодных стажировок групп лучших студентов-рекламистов в рекламных агентствах за рубежом, в том числе и по линии Международной рекламной ассоциации.

Особое внимание следует уделить преподаванию практических аспектов психологии с обязательными специализированными курсами, посвященными применению современных суггестивных психотехник в рекламе и PR. Нужно обеспечить практическое участие студентов в проведении психологических и социологических исследований целевых групп потребителей рекламного продукта (для чего сейчас, к сожалению, не хватает времени в учебной программе).

Практический опыт автора показывает, что качество работы молодых менеджеров, занятых в выставочно-ярмарочной деятельности зачастую не выдерживает никакой критики. Считаю , что студентам нужно активно участвовать в организации и проведении выставок и ярмарок в регионе – параллельно с углублением преподавания курса, посвященной этой деятельности.

В последние десятилетия  наблюдается серьезный рост активности в сфере социальной рекламы, значимость которой для российского общества неуклонно возрастает. На фоне этого видится достойным упоминания создание новых подходов в специальной подготовке рекламистов – через их стажировки в крупнейших общественных организациях, ведущих активное производство социальной рекламы.

Опыт работы автора в системе подготовки рекламистов позволяет ему критически оценить крайне неудовлетворительное состояние международного сотрудничества  на уровне регионов, когда лишь единичным преподавателям и студентам доступно знакомство с мировым опытом в рекламном образовании и в практической деятельности рекламистов-профессионалов за рубежом. Недавно созданная государственная программа, финансово помогающая студентам стажироваться в других странах, вполне может стать инструментом создания системы регулярных обменов не только студентами разных университетов мира, участия молодежи в международных летних школах по обмену практическим опытом, но также и стажировками преподавателей, готовящих  специалистов в области коммуникации. Почему не сделать обязательным регулярное привлечение ведущих профессоров из зарубежных вузов для чтения академических курсов по коммуникации для наших студентов-рекламистов, а также организовать визиты известных профессионалов рекламы и PR для ознакомления с их богатым опытом?

В своей профессиональной деятельности будущие специалисты по рекламе и связям с общественностью зачастую оказываются востребованными в работе средств массовой информации, политических партий и движений, общественных ассоциаций. Поэтому нужно расширить такие направления профессиональной подготовки, как ораторское искусство, прививая умение выступать перед любыми аудиториями, введение курса театрального мастерства с развитием актерских навыков, что окажется в дальнейшем полезным в работе в политической рекламе и PR, а также в различных креативных медиа-проектах.

В завершение комплекса своих рекомендаций, считаю весьма важным проектом создание виртуального российского музея рекламы  на основе национального интерактивного Интернет-портала. Такой ресурс мог бы стать мощным инструментом внедрения современных инновационных подходов в отечественную систему подготовки профессионалов в области рекламы и PR.

Михаил  Лихобабин, кандидат философских наук, директор по научно-исследовательской работе“НИИ Рекламы и СМИ”

Статья опубликована в  сборнике материалов Международной научно-практической конференции «Реклама и связи с общественностью: традиции и инновации» , прошедшей  18 – 19 сентября 2014 г.в Ростове-на-Дону

Добавить комментарий