Бумажная пресса теряет чужую розницу

Ритейлеры просят печатные СМИ за дверь

Российские супермаркеты начинают избавляться от полок с бумажной прессой. Торговые сети не видят в печатных СМИ сбытовых перспектив. По словам менеджеров сетей, бумажную прессу покупают  только пенсионеры, да и то, если деньги останутся. Издательские дома бьют тревогу и требуют дать бумажной прессе статус товара социальной значимости. При этом свою сеть продаж издательства окончательно загубили. В газетных киосках продается все, кроме самих газет.

“Пятерочка”  избавляется от балласта СМИ

X5 Retail Group первая среди федеральных продуктовых сетей официально  попросила бумажную прессу за дверь. В феврале руководство “Пятерочки” в письменной форме попросило партнеров полностью очистить более 1000 своих магазинов на Северо-Западе страны от стеллажей с печатной продукцией. Под раздачу попали пока не все – в 137-ми “пятерочках” оставили худенькие стойки с телегидами. Ходят слухи, что такого рода чистки ассортимента от бумажного балласта ритейлер хочет провести по всей стране.

Газеты не хлеб или как отличиться от туалетной бумаги

В свое время идея продавать печатную продукцию в торговых сетях вызывала ужас у издателей качественной прессы. На территории ширпотреба имидж, например, делового издания моментально снижался ниже нуля. Кроме того, реализация тиражей в торговых сетях влетала издателям в ощутимую копеечку. За право выставить свои издания на полках рядом с колбасой нужно было сразу отдавать кругленькие суммы. Но дело вроде бы пошло, и сейчас в “Пятерочке” крутится около трети всех розничных продаж бумажной прессы.

Через торговые сети особенно хорошо уходят такие чисто утилитарные издания, как телегиды и кроссворды всех мастей. Качественная пресса на полках редко встречается. Рекламные доходы тех же деловых изданий напрямую зависят от их имиджа, а соседство по полке с колбасой роняет статус издания до уровня туалетной бумаги.

Прессу покупают уважаемые люди

иллюстрация к тексту

Исследование показывает, что пенсионеры являются самой преданной аудиторией печатных СМИ.  Но это если смотреть отдельные группы. В комплексе же мы видим лидерство базовых сегментов элитной аудитории  – руководителей и специалистов. А эти группы формируют спрос на качественную, отраслевую и  предметную аналитику. Которая не продается на полках с колбасой.  За которой идут на территорию печатной прессы – в газетные киоски. Где сейчас можно купить все, что угодно, кроме самих газет.

Фотография к тексту"Бумажная пресса теряет розницу"
Типичный киоск “Роспечать” : газеты здесь, конечно, тоже можно купить. Но не с витрины (они другим заняты), а напрямую у продавца, из под прилавка.

Успешные продажи на своей территории

В Италии, во время пандемии, продажи бумажной прессы в киосках выросли на 30% неожиданно для самих продавцов. Правительство страны не стало закрывать газетные киоски во время локдауна , приравняв печатную прессу к товарам первой необходимости. “Покупка газет и журналов – оптимальный способ получить авторитетную, проверенную информацию. Кроме того, чтение качественных текстов помогает отвлечься от внешних невзгод” – утверждали члены итальянского профсоюза газетных киосков.

В Германии печатная периодика продается в специальных магазинах прессы. Немецкие продавцы любят устраивать событийные распродажи по поводу спортивных и религиозных праздников, на которых покупка газет выглядит актом участия в интересном событии. В результате такого событийного маркетинга, выручка от реализации печатных СМИ вырастает порой более , чем на 40%.

Понятно, что буржуазный опыт у нас часто не работает.Но он четко показывает, что бумажные СМИ – товар специфический, основную стоимость которого составляет имидж и репутация. Продавать, то, что нельзя пощупать , понюхать и попробовать нужно в специфических пространствах, где печатные СМИ  будут конкурировать качеством содержания друг с другом, а не с туалетной бумагой.

Текст написал Андрей Климов

 

Добавить комментарий