Бумажная пресса теряет чужую розницу
Ритейлеры просят печатные СМИ за дверь
Российские супермаркеты начинают избавляться от полок с бумажной прессой. Торговые сети не видят в печатных СМИ сбытовых перспектив. По словам менеджеров сетей, бумажную прессу покупают только пенсионеры, да и то, если деньги останутся. Издательские дома бьют тревогу и требуют дать бумажной прессе статус товара социальной значимости. При этом свою сеть продаж издательства окончательно загубили. В газетных киосках продается все, кроме самих газет.
“Пятерочка” избавляется от балласта СМИ
X5 Retail Group первая среди федеральных продуктовых сетей официально попросила бумажную прессу за дверь. В феврале руководство “Пятерочки” в письменной форме попросило партнеров полностью очистить более 1000 своих магазинов на Северо-Западе страны от стеллажей с печатной продукцией. Под раздачу попали пока не все – в 137-ми “пятерочках” оставили худенькие стойки с телегидами. Ходят слухи, что такого рода чистки ассортимента от бумажного балласта ритейлер хочет провести по всей стране.
Газеты не хлеб или как отличиться от туалетной бумаги
В свое время идея продавать печатную продукцию в торговых сетях вызывала ужас у издателей качественной прессы. На территории ширпотреба имидж, например, делового издания моментально снижался ниже нуля. Кроме того, реализация тиражей в торговых сетях влетала издателям в ощутимую копеечку. За право выставить свои издания на полках рядом с колбасой нужно было сразу отдавать кругленькие суммы. Но дело вроде бы пошло, и сейчас в “Пятерочке” крутится около трети всех розничных продаж бумажной прессы.
Через торговые сети особенно хорошо уходят такие чисто утилитарные издания, как телегиды и кроссворды всех мастей. Качественная пресса на полках редко встречается. Рекламные доходы тех же деловых изданий напрямую зависят от их имиджа, а соседство по полке с колбасой роняет статус издания до уровня туалетной бумаги.
Прессу покупают уважаемые люди
Исследование показывает, что пенсионеры являются самой преданной аудиторией печатных СМИ. Но это если смотреть отдельные группы. В комплексе же мы видим лидерство базовых сегментов элитной аудитории – руководителей и специалистов. А эти группы формируют спрос на качественную, отраслевую и предметную аналитику. Которая не продается на полках с колбасой. За которой идут на территорию печатной прессы – в газетные киоски. Где сейчас можно купить все, что угодно, кроме самих газет.

Успешные продажи на своей территории
В Италии, во время пандемии, продажи бумажной прессы в киосках выросли на 30% неожиданно для самих продавцов. Правительство страны не стало закрывать газетные киоски во время локдауна , приравняв печатную прессу к товарам первой необходимости. “Покупка газет и журналов – оптимальный способ получить авторитетную, проверенную информацию. Кроме того, чтение качественных текстов помогает отвлечься от внешних невзгод” – утверждали члены итальянского профсоюза газетных киосков.
В Германии печатная периодика продается в специальных магазинах прессы. Немецкие продавцы любят устраивать событийные распродажи по поводу спортивных и религиозных праздников, на которых покупка газет выглядит актом участия в интересном событии. В результате такого событийного маркетинга, выручка от реализации печатных СМИ вырастает порой более , чем на 40%.
Понятно, что буржуазный опыт у нас часто не работает.Но он четко показывает, что бумажные СМИ – товар специфический, основную стоимость которого составляет имидж и репутация. Продавать, то, что нельзя пощупать , понюхать и попробовать нужно в специфических пространствах, где печатные СМИ будут конкурировать качеством содержания друг с другом, а не с туалетной бумагой.
Текст написал Андрей Климов